УСПЕНСКИЙ ПОСТ - 2013
14-27 августа
(непереходящий постный праздник)
Традиции и молитвы Успенского поста
Блюда Успенского поста
Меню на каждый день Успенского поста Три Спаса:
14 августа — медовый Спас
19 августа — яблочный Спас
29 августа — ореховый Спас (Спас «на полотне»)
ИСТОРИЯ ТРАДИЦИЙ УСПЕНСКОГО ПОСТА
Откуда взялась традиция предварять праздник Успения постом?
Откуда вообще появились посты и как выглядел пост во времена Ветхого Завета?
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет одно отличие среди других богородичных праздников, которое ставит его в один ряд с Пасхой и Рождеством Христовым, – продолжительный пост, предваряющий само празднование. Этот пост подобен Великому в смысле строгости: по уставу в этот период предписывается воздержание не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.
История происхождения Успенского поста пока еще плохо изучена. Самый известный исследователь истории происхождения постов – профессор М. Скабалланович считает, что в Западной Церкви еще в V веке были известны «посты четырех времен года», в том числе и осенний.
Вероятно, Православная Церковь ввела этот пост в свою практику под влиянием западной традиции, приурочив его к празднику Успения Божией Матери. Это произошло в конце первого тысячелетия от Рождества Христова, когда отношения Запада и Востока еще были вполне теплыми и многие традиции перенимались западными христианами у Византии и наоборот.
Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы тоже пришел к нам с Запада. Достоверные свидетельства о его существовании в Восточной Церкви относятся к концу VI века.
Упоминания в типиконах об Успенском посте как об общепринятом для всех восточных христиан относятся к IХ веку. Для сравнения могу сказать, что первые упоминания о предпасхальном (который сейчас называется Великим) посте относятся еще к доконстантиновской эпохе (конец II века).
Так что, столь почитаемый в народе в эпоху Российской империи, да и в наши дни, праздник Успения Богородицы и связанный с ним пост – одни из самых молодых установлений Православной Церкви.
Пост – временное воздержание от пищи, а порой даже питья – одна из самых древних практик, распространенных в самых разных религиях. Но формы поста, а порой и его значение могли быть разными.
Закон Моисеев предписывал «смирять свои души» ежегодно в День Умилостивления («йом киппур»), когда народ приносил Богу покаяние в своих грехах (см. Лев. 16: 29-31). Нет никаких сомнений, что это включало в себя и строгий пост, и сегодня иудеи ничего не едят и даже не пьют в этот день.
Но Библия не излагает здесь никаких деталей, она говорит лишь о самом главном – о смирении человека перед Богом, которое может выражаться в разных формах, и пост – только одна из них.
По сути дела, это был единственный предписанный в Библии пост, который длился к тому же всего один день (на него и дается ссылка в Деяниях 27: 9). Но это совсем не значит, что в остальные дни израильтяне никогда не ограничивали себя в пище.
Люди могли отказываться от всякой еды, а иногда даже от воды (как особо подчеркивается в кн. Ионы 3: 5-8) на период от одного до семи дней – правда, при семидневных постах они наверняка пили воду. Понятие «постной пищи» в библейские времена было неизвестно: если человек постился, он вообще ничего не ел.
Кроме того, в день поста человек обычно снимал свою одежду и оборачивался грубой тканью (вретищем), он мог посыпать свою голову пеплом или землей, оставить жилище и сесть на голую землю. Так поступали в знак скорби по умершему (см. 1 Цар. 31: 13) или в знак своего покаяния в грехах (см. 1 Цар. 7: 6), но иногда пост предварял особую молитву к Богу, когда человек полностью вверял свою судьбу в Его руки (как в Есфирь 4: 3).
Пророки напоминали израильтянам о том, что смысл поста все же не во внешних действиях (см. Ис. 58: 1-3), а в том, чтобы всецело предаться Богу. Это означало прежде всего отказ от греха и исполнение Его воли, а значит, и дела милосердия по отношению к ближнему.
Когда иудеи оказались в Вавилонском плену, они добавили к обязательному посту в День Умилостивления и другие постные дни, например в память о начале осады Иерусалима и о разрушении Храма. Вместе с тем пророки предсказывали, что эти посты не будут соблюдаться постоянно, эти дни в свое время перестанут быть скорбными (см. Зах. 8: 19).
Однако после возвращения из плена некоторые иудеи взяли на себя еще более строгие обязательства, чтобы угодить Богу. Они стали поститься два дня в неделю: в четверг, когда Моисей взошел на Синайскую гору, и в понедельник, когда он с нее спустился.
При этом они нередко подчеркивали свою набожность, выставляя свой пост напоказ – именно такое отношение и обличал Христос (см. Мф. 6: 16-18). Он напоминал людям, что пост, вне зависимости от конкретного повода, должен представить человека смиренным перед Богом, а не перед другими людьми.
Откуда вообще появились посты и как выглядел пост во времена Ветхого Завета?
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет одно отличие среди других богородичных праздников, которое ставит его в один ряд с Пасхой и Рождеством Христовым, – продолжительный пост, предваряющий само празднование. Этот пост подобен Великому в смысле строгости: по уставу в этот период предписывается воздержание не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.
История происхождения Успенского поста пока еще плохо изучена. Самый известный исследователь истории происхождения постов – профессор М. Скабалланович считает, что в Западной Церкви еще в V веке были известны «посты четырех времен года», в том числе и осенний.
Вероятно, Православная Церковь ввела этот пост в свою практику под влиянием западной традиции, приурочив его к празднику Успения Божией Матери. Это произошло в конце первого тысячелетия от Рождества Христова, когда отношения Запада и Востока еще были вполне теплыми и многие традиции перенимались западными христианами у Византии и наоборот.
Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы тоже пришел к нам с Запада. Достоверные свидетельства о его существовании в Восточной Церкви относятся к концу VI века.
Упоминания в типиконах об Успенском посте как об общепринятом для всех восточных христиан относятся к IХ веку. Для сравнения могу сказать, что первые упоминания о предпасхальном (который сейчас называется Великим) посте относятся еще к доконстантиновской эпохе (конец II века).
Так что, столь почитаемый в народе в эпоху Российской империи, да и в наши дни, праздник Успения Богородицы и связанный с ним пост – одни из самых молодых установлений Православной Церкви.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЦЕРКОВНЫХ ПОСТОВ
(См. Полный текст Библии.)Пост – временное воздержание от пищи, а порой даже питья – одна из самых древних практик, распространенных в самых разных религиях. Но формы поста, а порой и его значение могли быть разными.
Закон Моисеев предписывал «смирять свои души» ежегодно в День Умилостивления («йом киппур»), когда народ приносил Богу покаяние в своих грехах (см. Лев. 16: 29-31). Нет никаких сомнений, что это включало в себя и строгий пост, и сегодня иудеи ничего не едят и даже не пьют в этот день.
Но Библия не излагает здесь никаких деталей, она говорит лишь о самом главном – о смирении человека перед Богом, которое может выражаться в разных формах, и пост – только одна из них.
По сути дела, это был единственный предписанный в Библии пост, который длился к тому же всего один день (на него и дается ссылка в Деяниях 27: 9). Но это совсем не значит, что в остальные дни израильтяне никогда не ограничивали себя в пище.
Люди могли отказываться от всякой еды, а иногда даже от воды (как особо подчеркивается в кн. Ионы 3: 5-8) на период от одного до семи дней – правда, при семидневных постах они наверняка пили воду. Понятие «постной пищи» в библейские времена было неизвестно: если человек постился, он вообще ничего не ел.
Кроме того, в день поста человек обычно снимал свою одежду и оборачивался грубой тканью (вретищем), он мог посыпать свою голову пеплом или землей, оставить жилище и сесть на голую землю. Так поступали в знак скорби по умершему (см. 1 Цар. 31: 13) или в знак своего покаяния в грехах (см. 1 Цар. 7: 6), но иногда пост предварял особую молитву к Богу, когда человек полностью вверял свою судьбу в Его руки (как в Есфирь 4: 3).
Пророки напоминали израильтянам о том, что смысл поста все же не во внешних действиях (см. Ис. 58: 1-3), а в том, чтобы всецело предаться Богу. Это означало прежде всего отказ от греха и исполнение Его воли, а значит, и дела милосердия по отношению к ближнему.
Когда иудеи оказались в Вавилонском плену, они добавили к обязательному посту в День Умилостивления и другие постные дни, например в память о начале осады Иерусалима и о разрушении Храма. Вместе с тем пророки предсказывали, что эти посты не будут соблюдаться постоянно, эти дни в свое время перестанут быть скорбными (см. Зах. 8: 19).
Однако после возвращения из плена некоторые иудеи взяли на себя еще более строгие обязательства, чтобы угодить Богу. Они стали поститься два дня в неделю: в четверг, когда Моисей взошел на Синайскую гору, и в понедельник, когда он с нее спустился.
При этом они нередко подчеркивали свою набожность, выставляя свой пост напоказ – именно такое отношение и обличал Христос (см. Мф. 6: 16-18). Он напоминал людям, что пост, вне зависимости от конкретного повода, должен представить человека смиренным перед Богом, а не перед другими людьми.
МОНАСТЫРСКИЕ И ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ
ТРАДИЦИИ ПИТАНИЯ УСПЕНСКОГО ПОСТА
![]() |
Бог в Небе видит, Бог в Небе знает,
Как Его раб Божий пост соблюдает! С грустной улыбкой, с болью во взоре, Пост нарушавших Он в Ад отправляет – Там в наказанье их зверски терзает, Губы скрививши в укоре. |
Согласно церковному уставу,
в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост, то есть
исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в
праздник
Преображения Господня (19 августа по н. ст.).
Из четырех многодневных постов Успенский пост считается на Руси самым лёгким и приятным, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы, созревающие в эту пору овощи и фрукты, есть много свежего мёда, доступна различная сладкая медовая выпечка.
Согласно монастырским уставам, предписывается:
— в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
— по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
— по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.
— В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 [14] августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу.
В России этот праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
— В праздник Преображения Господня 6 [19] августа можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях.
В России этот праздник получил народное название Яблочный Спас.
— В праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 [28] августа, если он приходится на среду или пятницу (т.е. на еженедельные постные дни), разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.
Согласно общецерковному уставу:
— в первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 [14] августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу.
В России этот праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);
— В праздник Преображения Господня 6 [19] августа можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях.
В России этот праздник получил народное название Яблочный Спас — о трех Спасах см. ниже на этой странице.
— В праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 [28] августа, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.
Из четырех многодневных постов Успенский пост считается на Руси самым лёгким и приятным, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы, созревающие в эту пору овощи и фрукты, есть много свежего мёда, доступна различная сладкая медовая выпечка.
Согласно монастырским уставам, предписывается:
— в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
— по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
— по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.
— В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 [14] августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу.
В России этот праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
— В праздник Преображения Господня 6 [19] августа можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях.
В России этот праздник получил народное название Яблочный Спас.
— В праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 [28] августа, если он приходится на среду или пятницу (т.е. на еженедельные постные дни), разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.
Согласно общецерковному уставу:
— в первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 [14] августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу.
В России этот праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);
— В праздник Преображения Господня 6 [19] августа можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях.
В России этот праздник получил народное название Яблочный Спас — о трех Спасах см. ниже на этой странице.
— В праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 [28] августа, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.
Подробно о традициях, постных
блюдах и меню на каждый день поста см. на стр. УСПЕНСКИЙ ПОСТ.
Там же сообщение о трех Спасах - медовом, яблочном и ореховом.
Там же сообщение о трех Спасах - медовом, яблочном и ореховом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий